nietzscheru (nietzscheru) wrote,
nietzscheru
nietzscheru

Category:

Второе пришествие Ницше

Знающие люди свидетельствуют о том, что Ницше всегда мечтал попасть в Россию. Фильм Нины Шориной предоставил такую возможность если и не самому Ницше, то, по крайней мере, его духу. Подобно, соответственно, призраку фашизма (эта тема затрагивается в фильме в связи с именем Ницше постоянно), который некогда бродил по Европе, Россию посетил дух философа Ницше, оказавшего принципиальное влияние на отечественный интеллектуальный и культурный климат. Впрочем, до конца остается непонятным, выступает ли главным персонажем фильма действительный дух ординарного профессора Базельского университета, материализованный, напр., ритуалами спиритуалистов, или же речь идет о полоумном сумасшедшем, который возомнил себя немецким философом. Режиссерский замысел, видимо, склоняется к первому  варианту, однако здравый смысл, а также смирительная рубашка, надетая на Даниэля Ольбрыхского (исполнителя главной роли), указывают скорее на оправданность второго. Впрочем, в равной степени приемлемыми можно считать и обе версии, тем более что последние годы жизни Ницше пришлись на время его пребывания в психиатрической клинике, где он собственно и почил. Однако, если Ницше и удалось все-таки, хотя бы в художественном воображении режиссера, попасть в Россию, то застал он уже совершенно иную страну по сравнению с той, о которой, наверное, мечтал: «Той России уже нет» - мрачно констатирует фильм. На место России XIX века пришли варвары, - знаменуется из уст того, кто преуспел в новом мире победившего криминального капитализма.  Закат России иллюстрирует, однако, не только визуальный антураж фильма, в качестве которого выступают графские развалины, грязные и исписанные граффити задворки больших городов, пустынные трамвайные пути и т.д., но и психологический фон социального распада и расслоения общества 90-х («Бог умер в России»). Гибель Богов – вот исчерпывающее определение современности.


В фильме можно обнаружить несколько сюжетных линий. Основная фабула связана с событием «второго пришествия» Ницше на грешную землю, будущее которой он пророчил в своем творчестве. Причем зрительский интерес здесь, по всей видимости, должна вызывать не столько рецепция самим Ницше этой «территории декаданса», показательные артефакты которой в силу невменяемости и замкнутости на своих мыслях философ даже не замечает, а восприятие его неожиданного возвращения нашими современниками, российским социумом в целом (журналистами, бизнесменами-ницшеанцами, идейными воплотителями его философии, простыми обывателями и т.д.). Фильм отчетливо демонстрирует, каким образом современные масс-медиа и административный истеблишмент способны выхолостить любую революционную идеологию, встроить её  в качестве элемента (симулякра) некоей виртуальной медийной системы («журналист вытеснил гения»), нейтрализуя её потенциальные угрозу для властвующего субъекта. Интеллектуальную звезду философского шоу-бизнеса встречают со всеми почестями и сопровождают широкой  рекламной кампанией (город увешан плакатами, рекламирующими выступления Ницше). Интересуют почтенную публику, однако, не столько содержание его философии, сколько превращенная в мыльную оперу биография Ницше (где, напр., Лу Саломе отказывает ему в предложении руки и убегает с П.Рэ), а также набор провокационных стереотипов, связанных с его именем. Сатана не столько резонер, сколько  главный промоутер Ницше, а скинхеды оказываются его единственно правоверными последователями. Главный же врач районной психиатрической больницы выступает своеобразным аналогом великого инквизитора, нового учителя жизни, который нейтрализует гениальность возвышенных шизофреников посредством психодрамы и симуляции общества спектакля. Фильм в сущности повествует, таким образом, не о самом Ницше, а скорее о бытовании под неусыпным контролем современных массмедиа и общества потребления прирученных культурных мифов о нем.

Развертывание следующей фабульной линии мотивировано желанием «карамазовского черта» заполучить подпись Ницше под неким документом, в котором философ отрекается от своей знаменитой фразы «Бог умер». Для иллюстрации данного события смерти Бога, кстати, мелкий бес сопровождает Ницше на опознание трупа почившего, что, в свою очередь, вызывает и дикий ажиотаж толпы, падкой до созерцания несчастных случаев и жизненных трагедий: - "Кого убили?" - "Да Бога убили!" - весело отвечали. - "А кто убил?" - "Да философ какой то и убил!". Так вот формально (в рамках той нехитрой мифологии, которую обрисовывает режиссер) данное утверждение беспокоит представителя темных сил лишь постольку, поскольку влияет и на факт его собственного выживания (раз умер Бог, то что уж говорить о существовании сатаны). Однако скрытый месседж данного искушения отсылает явно к более глубоким пластам, ведь не зря дух Ницше призван созерцать  катастрофу своего возвышенного плана. Ницше был против слабого бога и прорицал сильного – сверхчеловека, которого символизирует родившийся младенец. Однако второе пришествие Ницше происходит во времена своеобразного «Пира во время чумы», в эпоху общества потребления и победившего капитализма. Поэтому мысль искусителя, жаждущего добиться свой выгоды, покоится на следующей аргументации. Если идея «смерти Бога» не привела к приближению искомого для Ницше царства сверхчеловека, а породила мировые войны и преступления, социальное и нравственное падение общества, т.е. как свой итог наступление эпохи последнего человека, то не лучше было бы не провозглашать смерть Бога вовсе. «Мир все равно опошлит любую мысль, вульгаризирует ее и за твоей спиной еще и уничтожит пол человечества, как это сделал Гитлер», - как бы подразумевает режиссер. Собственно, львиная доля высказываний вокруг фигуры Ницше строятся на парафразе его собственных высказываний в рамках этой тематики, поданных  в свете тех или иных аспектов грядущей постсовременной реальности, которую дух Ницше, однако, игнорирует.

Третья фабула фильма связана с судьбой фанатично настроенного шизофренника, который, с одной стороны, воспринимает Ницше в качестве своего духовного учителя, а с другой стороны,  охвачен  идеей-фикс, побуждающей его убить философа. Науськиваемый сатаной и благодаря усыпленной бдительности подкупленного главврача мономану-ницшеанцу удается воплотить свой безумный план в реальность. Ницше убил Бога, за что и претерпевает кару от рук сумасшедшего. Смерть самого Ницше в качестве Бога (т.е. своеобразного духовного авторитета), произошедшая путем удушения, хотя и закономерна в свете установок самого философа («Врага должен чтить ты в друге своем. Разве можешь ты подойти вплотную к другу своему, не перейдя к нему? Пусть будет друг твой самым достойным врагом твоим»), все же производит на свет не «безмолвную пустоту», а ребёнка, пресловутое новое начало, игру, само по себе катящееся колесо, что придает финалу фильма некоторое оптимистическое выражение. Этот кульминационный момент вписывается в ещё одну символическую сюжетную канву, в которой фигурируют персонажи притчи о двух королях из книги «Так говорил Заратустра». Короли, которых дети просят прочесть фрагмент из первоисточника, в первоначальной версии киносценария повествуют следующее: «И в этом мире мы должны встретить Сверхчеловека!..И даже если мы встретим его? Что делать с ним? Узнает ли мир его? Признает ли?.. Не сделает ли персонажем очередного теле шоу? Помнишь, как некогда на балаганах показывали самого сильного человека, бородатую женщину или сиамских близнецов?..» Собственно, такая медиарепрезентация, которая иллюстрируется действиями «карамазовского черта», вполне коррелирует с популяризированным изложением Ницше, издерганным на перевранные цитаты. И включение высших представителей былой аристократии позволяет оттенить гносеологические горизонты восприятия «современной черни». Все вроде бы так, и буква, и дух учения Ницше соблюдены до мельчайших деталей. Почему же мне мерещатся, однако, в лице королей восточные волхвы, встречающие рождение нового Бога? Почему в моих ушах, однако, раздается эхо некролога по умирающей христианской культуры.



Tags: Нина Шорина, Ницше в России
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Новости сайта Nietzsche.ru

    Дорогие друзья, в связи с усилением пандемии коронавируса мы приняли решение изменить формат проведения Ницше-семинара в этом году. Он пройдет в те…

  • Новости сайта Nietzsche.ru

    Дорогие друзья, 17-18 октября 2020 года в г.Москве (в библиотеке им.А.П.Чехова, Страстной бульвар, 6 стр.2, метро «Чеховская») будет…

  • Новости сайта Nietzsche.ru

    Встреча с Ильей Колесниковым (20 июля 2020 года) Эту беседу можно рассматривать как интервью с автором готовящейся к публикации издательством…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment