nietzscheru (nietzscheru) wrote,
nietzscheru
nietzscheru

Categories:

Дни Ницше в Турине: Иллюстрированная биография

Авторы фильма "Дни Ницше в Турине" отчасти добиваются своего. Им удается создать столь необходимый «эффект присутствия», которого недостает многим другим фильмах о Ницше. Этому способствуют и старинные виды Турина, изображаемого в серии живописных пейзажей и панорам, и, что немаловажно, прием дрожащей камеры, который имитирует восприятие этого города глазами философа. Несмотря на то, что видеоряд и текстовое сопровождение не всегда соответствуют друг другу, а монтаж цитат достаточно произволен и порой вызывает удивление, особенно если ожидать от него четкого причинно-следственного порядка изложения, все же фильм выглядит вполне репрезентативным и не режет слух. Лирическое музыкальное сопровождение из репертуара современников Ницше (Бизе, Вагнер и т.д.) и озвучиваемые избранные места из  его переписки с друзьями и философского наследия, образующие связанную линию киноповествования, воспринимаются лаконично и без надрыва. Определить жанр этого кинематографического артефакта, ставшего плодом трудов бразильского режиссера Жулио Брессана, однако, не представляется возможным. Фильм вбирает в себя элементы документального кинопутешествия (ведь туринская программа Ницше-путешественника обширна, и он посещает многочисленные концерты, музеи, архитектурные объекты) и художественного фильма, выступающего экранизированной биографией из серии жизни замечательных людей. «Дни Ницше в Турине» - это своеобразное иллюстрированное жизнеописание, оперирующее визуализациями чувств, мыслей и настроений, которые отражены в избранных фрагментах философского наследия Ницше и образцах эпистолярного жанра. В киноповествовании можно выделить несколько тем: тема вагнерианства, поданного в свете проблемы самоопределения и интеллектуального сопротивления декадансу; тема вечного возвращения, которая посещает Ницше в уединении горных вершин; тема трагического мифа, которая врезается в ленту отрывками древнегреческих трагедий; отчасти тема неприятия национализма (антисемитизма) и др. Находят воплощение в фильме и некоторые личные проблемы философа, а именно его поиск и обретение признания (упоминается, напр., поклонник его творчества Карл Нориц из Нью-Йорка), его интимные переживания, связанные в данном случае с дочерьми семейства, в доме которого он проживал в Турине, некоторые сексуальные аллюзии (напр., античные обнаженные образы, а также фрагмент, когда женская грудь уподобляется горной гряде), проблема сумасшествия Ницше, которую режиссер пытается отрефлексировать. В целом в заслугу автора можно поставить то, что он удержался от излишних художественных экспериментов, поэтому его экранизация биографии Ницше служит целям не очередной провокации общественного вкуса, а скорее напоминанием о драматичных перипетиях его жизненной судьбы.

Subscribe

  • Новости сайта Nietzsche.ru

    Дорогие друзья, в связи с усилением пандемии коронавируса мы приняли решение изменить формат проведения Ницше-семинара в этом году. Он пройдет в те…

  • Новости сайта Nietzsche.ru

    Дорогие друзья, 17-18 октября 2020 года в г.Москве (в библиотеке им.А.П.Чехова, Страстной бульвар, 6 стр.2, метро «Чеховская») будет…

  • Новости сайта Nietzsche.ru

    Встреча с Ильей Колесниковым (20 июля 2020 года) Эту беседу можно рассматривать как интервью с автором готовящейся к публикации издательством…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments